14 января 2019

Сельское. Бабушка.

Сегодня, 14 января, день памяти моей бабушки. Она ушла в этот день в 2005 году. Ей шел 92-й год жизни... Дедушка умер намного раньше, теперь они вместе. Хотя каждый похоронен на своей родине - дедушка в Рязани, бабушка на Украине, под Киевом.
Что-то есть символичное - в новогодней ночи уйти. Пусть новый год по старому стилю, она и родилась по старому стилю в 1913 году. В селе Богуславского району, пятым ребенком у родителей. Три старшие сестры и брат. Пусть будет с именами - Лидия(1905/6), Мария(1908), Анна(1909), Понкрат(1911/12) и Татьяна(1913). За точность дат уже не ручаюсь((

на фото перед нашим домом в верхнем ряду мой дедушка, мама и мои троюродные сестры с их мамой.
в среднем бабаЛида, бабаАня, бабаТаня со мной на руках
мой папа.
Из воспоминаний тети - бабушка с 4-х лет ходила пасти гусей. Старшие две девочки учились у матери портновскому искусству (прабабушка зарабатывала этим, старшие потом тоже), а младшие - больше по дому помогали. Брат много читал и учил мою бабушку - младшую сестру. Много раз слышала историю - как он читал со свечкой под одеялом и прожег его. Третья сестра - Анна, была самой красивой, она и бабушкой была самой симпатичной. К ней многие сватались. Когда она вышла замуж - другой жених посватался к Марии, чтоб быть ближе к дому. Оба не вернулись с войны, оставив по сыну. Бабушка в 16 (?) лет поехала на Камчатку, там нашлась родственница и позвала её. Можно было только по приглашению, закрытая зона. Потом к ней туда переехал брат Панкрат. Бабушка окончила какие-то курсы и работала бухгалтером. Вышла замуж достаточно поздно - у старшей сестры уже старшая дочь невестой была. Моя тетя родилась в начале войны, а мама - после войны. Живущие на Камчатке выезжали в долгий отпуск на материк раз в несколько лет. Ездили к бабке Агапке в село. Я так и не помню как звали прабабушку полностью - Агапья, Аграфена или еще как-то... Бабушка водила на её могилу меня, последний раз мне было лет 14-15, мы долго искали старый крест с уже неразборчивыми буквами. Сама бы я никогда не нашла.


Дома у мамы хранится кусок очень шелковистой материи с машинной вышивкой свободно-ходовой. Очень красивая! Это бабушка заказывала себе в ателье "вышивка на лоскуте" и потом шила блузки и платья. Хотя и дочь портнихи умела шить, но (я так понимаю) сельские фасоны не годились для жизни в городе. Поэтому бабушка несколько раз заказывала себе платья и кофты в ателье. А потом, распоров самую понравившуюся кофту, получила хорошую выкройку-основу и дальше шила уже сама. Вот на фото сразу видно "городскую" (с моей мамой на руках).

Отдельное слово о швейной машинке - как-то один знакомый попросил у бабушки машинку что-то сшить себе (да, мужчина!) и заодно разобрал-почистил-собрал её. После этого машинка стала волшебной - без всяких перенастроек одинаково легко и ровно шила и крепдешины и драп. Когда они переезжали с Камчатки обратно домой (в Рязань к дедушке, в село к бабушке) - машинку их упросили оставить, не тащить тяжесть. Сколько помню, бабушка об этом часто грустила. При мне ничего сложнее "подрубить чего" - например подшить занавески, она не шила. Обвязывала платочки, делала петельки на полотенца и незатейливую вышивку - чтоб различить где чье, и на память. У меня сохранился один платочек её обвязки. Мама училась вязанию на занятиях в школе - в рязанском доме хранился её альбом с "пробниками". Я с удовольствием разглядывала это богатство. Еще про смородину. В одну из поездок Бабушка захватила с собой из села черенки смородины. Высадила перед домом, ухаживала. Ягоды были очень крупные. Для Камчатки тех лет - диковинка, ходили смотреть, просили черенок. Но никто больше такими крупными ягодами похвастаться не мог. Еще было много цветов. У неё всегда было много цветов. Я, если честно, к ним равнодушна. Но в селе это обсуждали. Некоторые выращивали цветы на продажу, к 1-му сентября ну и просто в клумбе палисадника росли цветы у многих. А у бабушки вдоль всего огорода росли розы. Это я теперь знаю, что они ухода требуют, раньше казалось, что они сами себе растут - и думала - чего в селе судачат, могли б и у себя посадить. Нам у отцветающих роз разрешалось собирать лепестки - мы в них играли. Было еще много других цветов, я их не очень запомнила. Мне нравились ноготки - я успевала их посадить и успеть увидеть как они зацвели до отъезда. И семена у них такие симпатичные загогулинки (утаскивали в игрушки). Ноготки срезали и относили в "заготовки".  Туда ж шёл весь избыток урожая. Дороже всего ценился чеснок. Может путаю, но уж как помню. Мне нравились висящие на просушке косы из чеснока и лука. Везти с собой (мы без машины) было тяжело, поэтому брали всего по-немногу. Посылками отдельно слали варенье. Иногда в банках, но чтоб не билось - был придуман способ пересылки в пакетах и позже - в пластиковых бутылках из-под воды. Отправляли за неделю до отъезда и через неделю-другую-третью после приезда получали на почте, мама переваривала и в холодильник. Ну вот, опять я о себе, а не о бабушке.
Я не разбиралась в возрасте - бабушка была у сестёр младшей - и её просили "сгонять до магазину", звали помочь собрать урожай - всего-то залезть на дерево и потрясти (я помню, а значит ей было больше 70-ти лет). У нас росло вишневое дерево - очень высокое, ставилась лестница и бабушка с ведерком залезала сначала по лестнице, потом по веткам. Вишня была очень крупная, сортовая(похожая на черешню). Бабушка делала очень вкусные вареники с вишней из творожного теста. Потом бабушка уже насадила войлочной вишни - чтоб легче собирать было, но вкус не тот)
По утрам бабушка, сославшись на бессонницу, очень рано вставала - и уходила либо в огород, либо в лес. Тётя говорит, что она в лесу знала каждое дерево, т к росла пацанкой и хорошо умела лазить по деревьям. Из леса она возвращалась или с грибами, или с орехами, или волоком таща стволы деревьев: "иду, а там грабина лежит така гарна, так и сгниет же... а нам топить надо". Потом мы эти стволы пилили (когда-то давно с дедушкой, потом просто с братом вместе). Иногда бабушка решала, что мы ей пилу запортим и какое-то время не подпускала. А нам было делать-то в селе особо нечего - попилить-покосить было развлечением. А когда подросли - и обязанностью.
Зимой бабушка с дедушкой жили в Рязани, а летом - в селе. По ранней весне бабушка ехала туда одна на посадки, а дедушка подтягивался попозже. Когда дедушка умер, она полностью переехала в село, но мама с тётей все-равно забирали её зимой к себе по-очереди. Мне нравилось, когда она жила у нас - в доме всегда вкусно пахло пирогами, часто был любимый борщ или грибной суп, для меня была еще куча плюсов. Но бабушка тосковала в городе. Она начинала болеть, чахнуть. Мама начинала говорить, что её одну в село нельзя отпускать в таком состоянии. И так до марта. Отпраздновав вместе праздник весны - бабушка резко оживала, собиралась, никого не слушая - и "на посадки". Все хвори отступали, оставаясь в городе. Чтоб развеяться после смерти дедушки - через пару лет бабушка начала обкладывать дом кирпичом, ставить на фундамент. Должно было стать теплее, но получился скорее склеп. Построили еще одну мечту - отдельную летнюю кухню. Тогда в доме газовые баллоны старались не держать - каждый год хоронили либо угоревших, либо взорвавшихся. Тяжело стало, когда наш обновленный дом в селе сгорел. Вернее, там задымилась крыша (для тепла под железным скатом под крышей было сено. Сено скинули, затоптали задымление. Но кто-то вызвал пожарных. Они приехали и, действуя согласно инструкции - вылили всю цистерну на крышу. Дом "растёкся", это ж была мазанка. Тогда бабушка переехала в дом уже умершей второй сестры. Они и умирали по старшинству, насколько я помню. Дом был в запустении, но жить можно было. Баба Манька много вышивала - каждую зиму, заменяя занавесочки, рушники под иконами и накидки на подушки. Узоры брала с присылаемых открыток, с картинок. Много вышивки в доме - это я помню, заходили часто. Но, к сожалению я не знаю куда это всё делось после её смерти.
Однажды, после прогулки, мы не нашли бабушку ни в хате, не в огороде. Потом увидели - она "чинила провода у радио, а то что-то плохо работало", сидя под самой крышей. Мама с тётей охали и ахали. Я тогда не поняла почему, чего они боятся. Ей было уже за 80.

Девочки, у меня этот пост давно лежал в черновиках, хотелось перед публикацией как-то защитить фотографии от копирования, не портя верхними надписями. Не разобралась с этим(поленилась), пусть будет так уже. Уберу его чуть позже.

3 комментария:

  1. Интересно, это уже история. Я вот жалею, что много упускается в нашей быстрой жизни и не успеваешь бабушек расспросить про житье, бытье, про войну, революцию, как электричество появилось, радио, тв.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за такую интересную историю семьи. Приятно читать !!!

    ОтветитьУдалить